СМИ

Сопротивление металлу

By 23.03.2020 No Comments

23.03.2020
Источник: журнал «Эксперт» №13 (1157)

Лоббистские усилия больших металлургов пока не привели к увеличению доли стального строительства в России. Осуществить передел рынка в свою пользу намерены попытаться предприятия следующего звена технологической цепочки — заводы металлоконструкций. Масштаб использования металлоконструкций в отечественном строительстве в настоящее время в разы отличается в меньшую сторону от уровня развитых стран. Применение металлических конструкций в таком сегменте, как многоэтажное строительство, в России составляет примерно 13%. Этот показатель не меняется уже несколько лет, несмотря на то что, как уверяют производители, технологии стального строительства отличаются от традиционных только в лучшую сторону. «Стабильность и стагнация» — так характеризует состояние дел в этой сфере один из участников рынка.

Стальные аргументы

Диапазон применения металлических конструкций в строительстве весьма широк — от крупных торговых, развлекательных и производственных комплексов до многоэтажных офисных зданий и стадионов. Однако в жилом строительстве использование металлических каркасов сейчас незначительно, и Россия со своими показателями значительно отстает от других стран. По данным британского Steel Construction Institute (SCI), на которые ссылаются эксперты Ассоциации развития стального строительства (АРСС), в Великобритании сейчас 70% многоэтажных (жилых и офисных) зданий строится на стальном каркасе, в Швеции — 65%, а в Норвегии около половины.

Как заявил в ходе прошедшей в начале марта III Международной конференции АРСС ее глава Александр Данилов, на ближайшие годы перед строительной отраслью стоят грандиозные задачи и именно технологии стального строительства имеют необходимый потенциал для их выполнения. В числе прочих проблем в сфере строительства сейчас наиболее остро стоят проблемы аварийного жилья, возведения объектов социальной инфраструктуры. «И здесь мы, используя все преимущества стального строительства при возведении детских садов, школ и поликлиник, можем принять активное участие», — отметил он.

Как считают представители отрасли, с которыми согласны и независимые эксперты, у стального строительства есть целый ряд преимуществ перед традиционными видами, такими как монолитное и панельное.

«Мировой опыт показывает, что стальное строительство более эффективно, чем строительство из того же бетона по ряду факторов», — считает доцент кафедры экономики промышленности РЭУ имени Г. В. Плеханова Олег Каленов. Во-первых, это скорость выполнения работ (металлоконструкция собирается в два раза быстрее монолитного аналога). Во-вторых, отсутствие сезонных ограничений строительства, в том числе в регионах с суровыми климатическими условиями. Кроме того, строительство можно вести даже на сейсмически опасном и вообще проблемном участке. Дело в том, что стальной каркас почти вдвое легче монолитной конструкции, а здания на его основе меньше подвержены усадке.

В-третьих, в таких зданиях отсутствуют несущие стены, а потому помещения в них можно подвергать разнообразной перепланировке, что является плюсом для девелоперов, которые могут предложить покупателям выбор самых разнообразных вариантов. Ну и наконец, снижение трудозатрат и материалоемкости. Например, экономия на фундаменте за счет уменьшения массы постройки может достигать 30%, говорит эксперт.

Немаловажным фактором является и более низкая себестоимость квадратного метра продаваемой площади — в среднем более чем на 10%. Как подсчитали в АРСС, при возведении зданий на основе стального каркаса этот показатель начинается от 10,5 тыс. рублей, тогда как при монолитном строительстве — от 12,5 тыс.

Вместе с тем, как пояснил в беседе с «Экспертом» управляющий директор строительной компании «Перспектива» Михаил Ополько, один из тормозов развития стального строительства, чтобы ни говорили производители, — довольно высокая стоимость. Сталь дороже цемента, поэтому каркас даже из армированного металлом бетона будет дешевле металлокаркаса.

В то же время г-н Ополько сомневается в долговечности таких сооружений, поскольку сталь, по его словам, отличается слабой температурной стойкостью: в мороз она становится хрупкой, а при нагревании теряет жесткость. Решить проблему может использование качественной теплоизоляции и огнезащиты стальных конструкций, но это, опять-таки, стоит денег.

«Сдерживающие факторы развития стального строительства можно условно разделить на две группы: “человеческие” и организационные», — считает доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Г. В. Плеханова Сергей Кукушкин. К первой относится дефицит высококвалифицированных проектировщиков, а также высокие требования к квалификации монтажников непосредственно на строительной площадке. Факторы организационного характера, по его словам, — это необходимость дополнительных мероприятий по огнезащите стальных конструкций и сложности при прохождении государственной экспертизы. Кроме того, у потребителя есть некий негативный стереотип относительно жилья, построенного на базе металлоконструкций.

На кадровые проблемы обращает внимание и Алексей Пчелко, старший руководитель проектов по направлению «Сопровождение строительных проектов» группы компаний SRG. По его словам, сейчас мощности производителей строительных металлоконструкций используются под типовые решения (склады, цеха, молочно-товарные фермы, свинокомплексы, объекты птицеводства и др.). Но в случае необходимости проработки нестандартных решений производители и потребители металлоконструкций сталкиваются с отсутствием высококвалифицированного персонала.

Сыграть на трубе

Среди самих металлургов, продукция которых может быть использована в строительстве также есть конкуренция между производителями строительного проката и трубными заводами, которые хотят увеличить свою долю на этом рынке.

Спрос на трубы большого диаметра, которые используют при строительстве нефте- и газопроводов, сейчас снижается из-за завершения таких глобальных проектов, как «Северный поток — 2», «Сила Сибири» и других, напоминает Сергей Кукушкин.

По статистике Фонда развития трубной промышленности (ФРТП), в 2019 году профицит мощностей, например, по трубам большого диаметра в РФ составлял более трех миллионов тонн, то есть половина мощностей не загружена. Их загрузку можно было бы поддержать за счет увеличения применения этих труб в строительстве. Тем более что примеры таких проектов, в том числе реализованных, уже есть.

Как считает директор по продвижению и развитию продуктов департамента продаж Объединенной металлургической компании (ОМК) Александр Сахневич, стальные трубы обладают уникальными свойствами. «В строительном сегменте трубы применяются пока существенно меньше фасонного проката, — отметил он. — Причины в исторических предпосылках. Когда сталь считалась стратегическим, дефицитным продуктом, при разработке строительных норм ее использование старались минимизировать. Когда в России были введены новые мощности по производству стали и фасонного проката, такая сталь в строительстве стала успешно выходить на рынок и заменять бетон, армированный сортовым прокатом». Как отмечают в ОМК, по сравнению с фасонным прокатом колонны из труб занимают меньше места в зданиях, а промежутки между ними могут быть больше, что дает дополнительный простор и свободу при планировке помещений. Сквозная система опор обеспечивает простую прокладку коммуникаций — внутри труб. Для высотных зданий характерны весьма значительные нагрузки в колоннах, поэтому перспективно применение именно трубобетонных конструкций, которые могут принимать значительно бóльшие нагрузки, чем отдельно стальная труба или железобетонная колонна, в том числе в условиях сейсмики. Благодаря большой несущей способности сечения колонн они также могут быть менее габаритными, что тоже делает планировки более гибкими.

С одной стороны, трубники пытаются втиснуться в и без того узкую нишу стального строительства. С другой — выход может оказаться в том, что наиболее удачным для строительства может оказаться сочетание железобетона, труб, фасонного и листового проката. То есть каждый производитель сможет найти свое место. Например, за рубежом в офисных и торговых центрах в опорах применяется труба, а в перекрытиях — балки, напоминают в ОМК. Покрытие уникальных большепролетных объектов в современной строительной практике России, например в новых российских стадионах, реализуют из стальных конструкций. При этом чаша стадиона может быть выполнена и из железобетона, как на «Открытие Арена» и «Зенит Арена». Менее масштабные строения — спортивные залы, цеха, ангары — могут быть перекрыты типовым решением на трубах.

Металл с гарантией

Для выхода отрасли на новый уровень необходимо продолжить совершенствование нормативно-технической документации, корректировку стандартов и нормативов, снимать административные барьеры. Проще говоря, считают в АРСС, необходимо переломить советский взгляд на отрасль. Проблема в том, что на протяжении многих лет правила стального строительства были приспособлены под промышленные и военные проекты. Например, свод правил «Стальные конструкции» был разработан еще в 1980-е годы, когда никто и не думал, что школы, детские сады, больницы можно строить на стальном каркасе. Кроме того, применение стальных конструкций в гражданском строительстве было фактически запрещено постановлением советского правительства после возведения «сталинских высоток». Тогда было принято решение, что сталь — это стратегический материал, который необходим для индустриализации.

Именно с этим связано то, что один из пунктов этого свода правил был ориентирован на строительство из стали «открытых конструкций» — например опор линий электропередачи, технологических эстакад производственных зданий, мостов и прочих объектов инфраструктуры. В итоге нормативно-техническая документация (НТД) по использованию металлоконструкций в гражданском строительстве к настоящему времени сформирована не полностью, отмечают в АРСС. «Когда в 2014 году была создана ассоциация, ни нормы, ни действующее законодательство не были приспособлены к использованию металлоконструкций в строительстве объектов гражданского назначения, — поясняет руководитель проектов инженерного центра АРСС Андрей Сосков. — За прошедшие годы была проделана огромная работа: пересмотрены отдельные стандарты и даже разработаны новые». При этом, по его словам, нормативная деятельность продолжается, причем весьма активно. «И она уже дает результаты: в конце прошлого года по нашей инициативе при поддержке учредителей ассоциации (среди них практически все крупные производители стали) было отменено требование разработки специальных технических условий при проектировании объектов из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) и сталежелезобетона», — рассказал глава АРСС. По его словам, нынешний замглавы президентской администрации Дмитрий Козак разослал письмо с запретом требования дополнительной экспертизы таких проектов.

Не менее важной работой, по мнению Александра Данилова, является развитие созданной ассоциацией системы сертификации предприятий — производителей металлоконструкций. «Свидетельство АРСС дает заказчику гарантию, что эти заводы обладают необходимыми производственными мощностями выпуска заявленного вида продукции, располагают достаточным квалифицированным персоналом, а также имеют отлаженные технологические процессы, — заявил он, выступая на конференции. — Все это дает гарантию выполнения заказа и уверенность в реализации того или иного проекта в целом».

В свою очередь, в ОМК говорят, что недавно был разработан новый ГОСТ «Сварные трубы для строительных конструкций» и внесены изменения в обновленный Свод правил (СП) «Стальные конструкции», где сняты дискриминационные ограничения с труб. Актуализированный СП планируется утвердить к концу года. Разработан и новый СП «Сталежелезобетонные конструкции. Правила проектирования», один из четырех разделов которого — «Трубобетонные конструкции». Сейчас этот проект проходит утверждение и должен появиться до конца года. «Мы сейчас делаем все, что необходимо, чтобы эти и другая НТД до конца года вступили в силу, — поясняют в ОМК. — Тогда мы сможем поставлять нашу продукцию без проблем при грамотном донесении до строительного рынка информации о преимуществах стального строительства, в том числе с использованием уникальных свойств труб». Железный каркас в России популярен при возведении ангаров, но не жилых домов.

АКМ в помощь

«Все участники рынка видят проблемы по-своему, так что пока ситуация не меняется», — говорит Виталий Корезин, глава компании «ЕвроАнгар», оценивая положение дел в отрасли. У него есть собственное видение решения проблемы. По его словам, при всех преимуществах стального строительства генеральный подрядчик не выбирает его, поскольку построить железобетонный каркас дешевле. Проектировщики, заработок которых, по словам Корезина, и в случае со стальным каркасом, и в случае с железобетонным составляет 7% от общей добавленной стоимости объекта, также заинтересованы работать «по бетону», поскольку это проще и требует меньше затрат.

«При прочих равных, если генпроектировщику все равно, что проектировать, выбор падает на бетон, — резюмирует г-н Корезин. — А российский менталитет склоняется к тому, что бетон — это надежно. И заказчики зачастую не сопротивляются».

Переломить ситуацию Виталий Корезин намерен за счет увеличения оплаты проектирования стального каркаса, тем самым заинтересовав проектировщиков выбирать работу именно «по железу».

«Увеличивать заработок проектировщиков предполагается за счет всех участников строительства — по принципу “от каждого понемногу”. В частности, за счет умения проектировщика экономить средства заказчика и проектировать более качественные и эффективные конструкции», — отмечает он. И ставит это главной задачей, которую призвана решить Ассоциация конструкторов металла (АКМ), организацией которой он занимается. Именно АКМ должна решить вопрос увеличения доли проектировщиков в добавленной стоимости металлоконструкций. «Есть мой опыт на строительстве более четырех тысяч объектов, опыт применения различных конструктивных схем, есть опыт авторитетных специалистов, которым мы готовы делиться, — говорит он. — Главное — начать действовать».

По словам Виталия Корезина, в ближайшее время должно быть закончено юридическое оформление нового союза, в котором уже готовы принять участие выше 20 компаний — производителей стальных металлоконструкций, а на июнь намечена первая конференция новой ассоциации.